Новости

28.02.2022

Рынок автомобилей в условиях многочисленных санкций сильно поменяется, попробуем спрогнозировать вариант ближайшего будущего. 

Ограничения ЕС и США касаются финансового, энергетического, транспортного секторов, продукции двойного назначения, экспортного контроля и финансов плюс визовой политики. 

Заместить весь импорт быстро мы не сможем, следовательно, нас ждет дефицит и рост цен.  Ряд стран ввели ограничения на экспорт в Россию, их количество будет увеличиваться.

Первыми остановят отгрузки готовых машин европейские производители:

О приостановке отгрузок большинства моделей заявили в Audi, General Motors (представлены в России только автомобилями Chevrolet), Jaguar, Land Rover, Porsche, Skoda, Volkswagen (в том числе и коммерческие модели). Однако автомобили, которые уже находятся в пути к российским дилерам, будут доставлены.

Представители Renault Russia, как и в случае с японскими брендами, говорят, что сейчас никаких изменений в работе нет и они «наблюдают за развитием событий». Весь легковой модельный ряд марки выпускается в России, поэтому геополитическая обстановка резко на компании не отразилась.

К санкциям присоединилась и Южная Корея – мы не уверены, что и Kia/Hyundai останутся. Один из вариантов сценария – замещение выбывающих игроков китайцами. 

По словам некоторых региональных дилеров японских брендов (Lexus, Subaru, Toyota), никаких изменений в работе со стороны импортёра нет. Отдельные дилеры Lexus и Toyota не выкладывают новые предложения, так как ожидают корректировок прайс-листов (ориентировочно — начало марта) и допродают автомобили из наличия. Сейчас покупатели могут оставить предоплату и забронировать лишь «очередь» на машину из свежей поставки, но итоговая цена пока неизвестна. 

В 2021 году в Россию было ввезено 340 тысяч новых легковых автомобилей. Около 11% из них — модели брендов, которые уже заявили о приостановке импорта. Ещё 20% — автомобили китайских брендов, которые, вероятно, не будут уменьшать объём поставок. 

Ограничения в финансовом секторе приведут к удорожанию и недоступности кредитов. Автомобили станут недоступны широкому кругу потребителей. Более половины дилерских бизнесов в течение года окажутся не у дел. У банков хватает других проблем, они забудут про услуги финансового хайтека – лизинга и подписки.

Большинство производимых в РФ автомобилей используют массу импортных комплектующих. Lada, самый локализованный бренд, использует 10-50% импорта (в зависимости от модели). Для продолжения внутреннего производства придется искать обходные пути поставок деталей. И здесь мы зависим от наличия поставщиков-контрабандистов, готовых наплевать на международные санкции в погоне за прибылью. Черный рынок всегда будет и в мировом масштабе, но нелегальный товар никогда не бывает дешевым. «АвтоВАЗ» объявил о наличии альтернативных поставщиков.

Речь, скорее всего, об альтернативных схемах закупок. Обойтись без компонентов Renault может помочь Китай, но здесь масса нюансов в области цены и качества. На внутреннее производство рассчитывать не стоит. Самостоятельно можно производить только примитивные автомобили, не требующие импортных деталей. Такой даунсайзинг сам по себе - сложнейшая инженерная задача которую сможет выполнить только УАЗ. Но всего скорее, вернуть в производство автомобили прошлого века не получится. Собственных сколько-нибудь сложных комплектующих РФ делать не сможет – отсутствует станочный парк, измерительные приборы, программное обеспечение и культура производства. Все это не построить даже за десятилетие, забудем.

Третий сюжет – компенсация падения рынка импортом автомобилей с пробегом. На этом направлении возможно наполнение рынка подержанными китайскими автомобилями. Не исключено, что поставка подержанных «японок» возобновится, как только цены стабилизируются на новом уровне.

Россия не первая на этом пути. Автомобили продолжают ездить на Кубе, в Венесуэле и даже в Северной Корее. Но оптимизма такая перспектива не внушает.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Внимание!
В браузере выключены cookie. Это может вызывать сбои или некорректную работу сайта. Пожалуйста, разрешите использование файлов cookie для данного сайта (или браузера в целом) согласно документации к браузеру.