Новости

22.11.2019

Впервые фильтрующий элемент в системе смазки двигателя появился лишь в 1923 году. Миллионы автомобилей, выпущенных до этого, обходились без фильтров вообще. Впрочем, от двигателей тех времен никто не ждал долгих лет службы, так что чистота масла не была критична. Более того, еще в середине века интервал смены масла исчислялся несколькими тысячами километров, а добавлять его приходилось на каждой заправке, так что масло и без всяких фильтров было почти всегда новым.

В 1927 году, в своем вводном труде "Воздушные топливные и масляные очистители в автомобилях", Ханс Катц писал: "Некоторые люди думают, что фильтры - это проходящая прихоть или аксессуар, как электрическая зажигалка для сигары или освещенный электричеством рекламный щит". Сегодня, это мнение уступило объективной оценке. Незаметно, но эффективно фильтры поддерживают функционирование двигателя и увеличивают срок эксплуатации автомобиля.

В системах смазки современных двигателей, когда масло служит десятки тысяч километров, роль фильтра чрезвычайно важна. Причем масляный фильтр — это такой узел, плохое качество или даже полная неработоспособность которого сразу не отражается на поведении грузовика и не доставляет беспокойства водителю, однако в итоге очень сильно бьет «по карману». Роль фильтра — удалять из масла механические частички. Они, во-первых, неизбежно попадают в систему при смене масла, во-вторых, образуются при износе трущихся деталей двигателя, в третьих, попадают в масло из камеры сгорания. Если фильтр не выполняет свои функции, то грязь с малом образуют абразивную пасту, катастрофически увеличивающую износ двигателя. Одним словом, плохой фильтр — скорый ремонт мотора. Каким же должен быть хороший фильтр?

Строение фильтра

В двигателях грузовых автомобилей применяются, как правило, механические фильтрующие элементы двух типов — корпусные и со сменным картриджем. Корпусные или накручивающиеся фильтры (spin-on filters) заменяются целиком, поскольку являются неразборными — фильтрующий элемент помещен в стальной корпус. Такие фильтры легче менять, но они несколько дороже. Во втором случае корпус фильтра неподвижно закреплен на двигателе и должен работать в течении всего срока службы, а меняется лишь вкладыш (oil filter cartridge), который, разумеется, стоит меньше spin-on-фильтра. В качестве фильтрующего элемента может применяться либо целлюлозная бумага, обработанная фенольными или эпоксидными смолами, либо синтетический наполнитель. Целлюлоза способна задерживать частицы размером от 20 микрон, чего бывает недостаточно даже для грузовых дизелей. Синтетический же фильтрующий элемент может захватывать мусор размером от 1 микрона — это соответствует даже требованиям авиационных двигателей. При этом его пропускная способность примерно в три раза выше. Части бумаги соединены между собой клеем. В дешевых фильтрах иногда применяется некачественный клей, из-за чего элемент может деформироваться и через разрывы в бумаге будет проходить неочищенное масло. Другая важная деталь фильтра — перепускной клапан или байпасс. Если давление на «грязной» и «чистой» сторонах фильтра начинают слишком сильно различаться (перепад давления примерно в 1-2 кг/см2), он вступает в работу и начинает пропускать масло в обход фильтрующего элемента. Это может происходить, например, в холодное время, когда масло после запуска еще слишком густое — после того, как оно нагреется, фильтр снова начнет работать нормально. Хуже, если масло не может проходить через фильтр из-за чрезмерного загрязнения последнего — тогда масло фактически перестанет очищаться, постоянно проходя мимо фильтрующего элемента. Некачественный байпасс в дешевых фильтрах может быть недостаточно упругим, тогда даже при легком загрязнении элемента масло начнет проходить мимо него. В отдельных случаях клапан может быть вовсе нерабочим, и масло такой фильтр не будет очищать вообще, весь период своей «работы». Наконец, еще одна деталь фильтра — антидренажный клапан, предотвращающий стекание масла назад в картер двигателя, когда давления в системе нет. Это нужно для того, чтобы масло оставалось в корпусе фильтра и мотор не оказался совсем без масла в момент запуска. В моменты, когда двигатель работает в режиме так называемого масляного голодания, износ цилиндро-поршневой группы крайне велик. Значение антидренажного клапана сильно возрастает, если фильтр расположен сбоку двигателя, в горизонтальном положении. В случае фильтра со сменным картриджем клапана стоят в двигателе и не меняются вместе с фильтром. Стоит упомянуть также предохранительный клапан, стоящий в маслонасосе и «сбрасывающий» чрезмерное давление масла на высоких оборотах. Если он не откроется, то фильтр может быть поврежден — произойдет выдавливание прокладки или даже раздувание корпуса фильтра. Но вина за такое будет лежать не на фильтре, а на предохранительном клапане.

 

 

 

О выборе фильтра

Повторимся — наличие в системе смазки исправного масляного фильтра значительно продлевает срок службы двигателя. При этом разница в цене между качественным фирменным фильтром и безымянной подделкой несравнима даже со стоимостью масла, не говоря уж о стоимости капремонта ДВС. Таким образом, покупать фильтр неизвестной фирмы — абсолютно неоправданная экономия. Подбирать фильтр лучше по официальным каталогам. Ведь просто подошедший по размерам фильтр может, например, обладать другими характеристиками байпасса и масло будет постоянно проходить мимо фильтрующего элемента, при этом вы об этом не будете знать! Кроме того, удивительно, но факт — на дешевом корпусном фильтре резьба может немного отличаться от нужной, или просто быть некачественной. На высоких оборотах фильтр в этом случае может просто сорвать с резьбы, что вообще чревато пожаром в моторном отсеке.

Будущее наступило

Интервалы замены масла — во многом величина усредненная. Ведь на старение масла оказывают влияние не только срок эксплуатации и качество топлива, но и особенности вождения, частота холодных пусков, состояние самого двигателя и даже окружающая среда. Понятно, что моторы машин, работающих в тяжелых условиях, нуждаются в более частой смене масла. С развитием современных технологий появилась возможность создания двигателя с ненормированной сменой фильтрующих элементов. В таких двигателях установлен датчик состояния масла, который сам подскажет водителю, когда необходимо заменить масло и фильтр. Датчик состояния масла способен не только подавать сигналы водителю, но даже заблокировать двигатель, если посчитает, что качество или уровень масла не соответствуют необходимому. В зависимости от производителя датчик может измерять разные характеристики. Чаще всего это температура, уровень, вязкость, загрязненность масла сажей и диэлектрическую проницаемость масла. Датчики некоторых производителей способны даже заметить разбавление масла топливом. Таким образом, масло в моторе с ненормированной сменой фильтрующих элементов меняется именно тогда, когда это действительно необходимо, а не строго по регламенту. Это увеличивает срок службы мотора (зачастую подобный датчик может даже уберечь от фальсифицированного масла), уменьшает стоимость содержания грузовика, сокращает простои, минимизирует загрязнение окружающей среды.

 

Ниже представлены популярные масляные фильтры на грузовые автомобили и спецтехнику:

740-1012040-12 КАМАЗ-740; Урал-4320-10 (дв. КамАЗ-740); Урал-43223 (дв. Урал-744); Зил-4331, -4520,-133Г (дв. КамАЗ-740); ЗИЛ-645;ГАЗ-3306, -4301 (дв. ГАЗ-542.10, -544.10); ЛИАЗ-5256 (дв. КамАЗ-740); ЗИЛ-645; ГАЗ-3306, -4301 (дв. ГАЗ-542.10, -544,10); ЛИАЗ-5256 (дв. КамАЗ-740); ГАЗЕЛЬ (дв. Газ-560), БАЗ-695001П (дв.КамАЗ-740)
240-1017040-A2 МАЗ 5335, 5337, 53371, 5551 (дв. ЯМЗ 236 до 1989г., ЯМЗ 240М, -240Б); Урал 4320-10 (дв. ЯМЗ 236 до 1989г.); БелАЗ 540 (дв. ЯМЗ-236 до 1989г.).Тракторы К-700А; -701, -702П-ПК-6 (дв. ЯМЗ 240 БМ, 238НБ). Экскаваторы: Э05122, 5123, 5225 (дв. ЯМЗ); ЗИЛ 131Н (дв. 555, 5551.10). Спецтехника (дв. ЯМЗ). 
645-1012040 МАЗ 5335, 5337, 53371, 5551 (дв. ЯМЗ 236 до 1989г., ЯМЗ 240М, -240Б); Урал 4320-10 (дв. ЯМЗ 236 до 1989г.); БелАЗ 540 (дв. ЯМЗ-236 до 1989г.).Тракторы К-700А; -701, -702П-ПК-6 (дв. ЯМЗ 240 БМ, 238НБ). Экскаваторы: Э05122, 5123, 5225 (дв. ЯМЗ); ЗИЛ 131Н (дв. 555, 5551.10). Спецтехника (дв. ЯМЗ). 
11-1017080     Трактор Т-25А, ЗИЛ 131Н (дв. 555,   5551.10)
53-1012040-10 ГАЗ-53,3307(дв.ЗМЗ-53-11),ГАЗ-66(дв.ЗМЗ-66-06), САЗ-3502. Автобусы ПАЗ-672М,3201,3205,3206 (дв.ЗМЗ-672), КАВЗ-685
7405-1012040 КАМАЗ  (дв. ЕВРО-1). Автобусы: Нефаз-5299; ПАЗ- 5272 (дв. 740.11-240). 
7405-1017040 КАМАЗ-7405 (ЕВРО-1)
012-1012.038 БЕЛАЗ-7519, 75101 (дв. Пилстик 8РАЧ-185)
840-1012.040 МАЗ (дв. ЯМЗ-236 после 1989г., с дв. ЯМЗ-238, -238Д, -238Б, -8421); КраЗ (дв. ЯМЗ-238, -238Б, -238Д, -238Н2); БелАЗ-540, Урал-4320-10 (дв. ЯМЗ-236 после 1989г.), БелАЗ-75405, -75485; ВТ-100Д (дв. Д-442-24); Д-75Д (дв. Д-440), А-41, К-74Р2 (дв. ЯМЗ-8410); К-701, -702П-ПК-6 (дв. ЯМЗ-8423); К-701М, -702М (дв. ЯМЗ-240Б)
840-1012.038 МАЗ (дв. ЯМЗ-236 после 1989г., с дв. ЯМЗ-238, -238Д, -238Б, -8421); КраЗ (дв. ЯМЗ-238, -238Б, -238Д, -238Н2); БелАЗ-540, Урал-4320-10 (дв. ЯМЗ-236 после 1989г.), БелАЗ-75405, -75485; ВТ-100Д (дв. Д-442-24); Д-75Д (дв. Д-440), А-41, К-74Р2 (дв. ЯМЗ-8410); К-701, -702П-ПК-6 (дв. ЯМЗ-8423); К-701М, -702М (дв. ЯМЗ-240Б)
Р-460-1-06         Экскаваторы: «Калининец»; ЭО-54, ЭО-2621, ЭО-3322. Погрузчик ТО-30, БЕЛАЗ-7519, 7512, 7549 (дв.6, 8ДМ-21), лесовальная машина ЛП-19 (гидравлика), термопластавтоматы, тепловозы: ТЭ, ТЭ3, ТЭМ, ТЭП, ТГМ (дв. 2,5,6 Д-49, 14 Д-40 (по 2 шт. вместо Нарва-64 и Волга-64) 
545-00-00 БЕЛАЗ 7512,7519, 7549 (дв. 6ДМ-21,8ДМ-21, 9-26ДГ, 6ЧН-21/21). Тепловозы:  ТЭМ60, ТЭЗ, ТЭМУ, ТЭП70, ТЭП75, ТГМ12, ТЭМ2М, ТЭМ15К, 2ТЭ121, 2ТЭ 116,    дв. 3Д6, 3Д12, 7Д12, 6 ЧН 15/18 , 23/30,  ЧН 18/22, 28/26 и др
Нарва 6-4 БЕЛАЗ 7512,7519, 7549 (дв. 6ДМ-21,8ДМ-21, 9-26ДГ, 6ЧН-21/21). Тепловозы:  ТЭМ60, ТЭЗ, ТЭМУ, ТЭП70, ТЭП75, ТГМ12, ТЭМ2М, ТЭМ15К, 2ТЭ121, 2ТЭ 116,    дв. 3Д6, 3Д12, 7Д12, 6 ЧН 15/18 , 23/30,  ЧН 18/22, 28/26 и др
31029-1017 Москвич 412, 2140, ИЖ 2715, (дв. М412), УАЗ, РАФ, ГАЗ 2110, 3102, 31029, ГАЗЕЛЬ 3302 (дв. ЗМЗ-24, 402, 4022, 4025).
Т-1100 Москвич 412, 2140, ИЖ 2715, (дв. М412), УАЗ, РАФ, ГАЗ 2110, 3102, 31029, ГАЗЕЛЬ 3302 (дв. ЗМЗ-24, 402, 4022, 4025).
Р-412-1-06 Москвич 412, 2140, ИЖ 2715, (дв. М412), УАЗ, РАФ, ГАЗ 2110, 3102, 31029, ГАЗЕЛЬ 3302 (дв. ЗМЗ-24, 402, 4022, 4025).
245-1017.060 ЗИЛ-5301 «Бычок», МТ3-100 (ММЗ дв.Д-245)
250И-1012.080 Икарус, Iveco, MAN, (дв. RABAMAN D2156, Т 10 UTS, 180 НМ6U). Комбайн FORTSHRITT c двиг. IFA
447.00.00-00 Икарус, Iveco, MAN, (дв. RABAMAN D2156, Т 10 UTS, 180 НМ6U). Комбайн FORTSHRITT c двиг. IFA
012-1012.038 ТАТРА (дв. Т-928, Т2-928-1, Т3А-929-13)
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Внимание!
В браузере выключены cookie. Это может вызывать сбои или некорректную работу сайта. Пожалуйста, разрешите использование файлов cookie для данного сайта (или браузера в целом) согласно документации к браузеру.